От всеобщего образования для всех к качественному образованию для каждого
Инклюзивное образование в Казахстане – доступность обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах

Благодаря Государственной программе развития образования РК до 2020 года приоритетным направлением стало инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — включающее образование. В переводе с английского «inclusion» — «включение», причем такое включение, которое гарантирует поддержку всем включенным субъектам, в каком бы виде она не потребовалась.

28687 picture
Институционально инклюзив — явление международное. И в качестве основополагающего принципа рассматривает образование как важный фактор создания более справедливого и равноправного общества.

Обычные школы, имеющие инклюзивную ориентацию, являются самым эффективным средством борьбы с дискриминирующим отношением.

Почему? Потому что в разных странах мира неохваченными образованием остаются самые разные слои населения. Иногда это девочки, иногда — работающие дети, а также религиозные и национальные меньшинства. В ряде стран вне образования — дети из сел или семей с низким достатком. Другими словами, речь идет о наиболее уязвимой части общества. К данной относятся и дети с ограниченными возможностями в развитии. В том числе дети-инвалиды.

Неудивительно, что инклюзивное образование становится предметом интереса государственных организаций, общественных или частных фондов и движений.

Подтверждением вышесказанному стала реализация Фондом Сорос-Казахстан проекта «Серия региональных круглых столов по инклюзивному образованию».

В Астане круглый стол, посвященный рассмотрению данной проблемы, собрал известных отечественных и зарубежных специалистов в области инклюзии, а также заведующих психолого-медико-педагогическими консультациями и директоров специальных коррекционных учебных заведений. Большую часть приглашенных составили заместители директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ города.

Со вступительным словом о проектах Фонда Сорос-Казахстан выступила советник по вопросам образования фонда Сауле Каликова.

О проблемах и успехах инклюзивного образования в США подробно рассказала международный эксперт Национального центра профессионального развития в области инклюзивного образования Университета Северной Каролины Мишель де Фоссе.

Текущую ситуацию с продвижением образования для всех в Казахстане квалифицированно проанализировала заведующая лабораторией специального школьного обучения Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (Алматы) Ирина Елисеева.

О сайте, посвященном инклюзивному образованию, еще одном проекте Фонда Сорос-Казахстан, приглашенные услышали из выступления директора фонда «Социальная динамика» Елены Ожго.

По сути, участники круглого стола получили прекрасную возможность обсудить практические шаги внедрения инклюзива в нашей стране. Как должна меняться школа? Какие стратегии классной работы необходимо применять и культивировать? Как должна работать в новых условиях школьная администрация? Такие вопросы ставились и на такие вопросы отвечали.

Многое из того, что говорилось, можно отнести в полной мере к задачам повышения квалификации собственно педагогического состава. В инклюзивной среде востребованы терпение педагога, его гибкость, внимание. Учителю необходимо следовать учебному плану, но материал подбирать исходя из индивидуальных потребностей ребенка. Заметим справедливости ради, что всего этого хотелось бы видеть и в отношении к обычному, рядовому школьнику.

Или другой пример: на мероприятии особо подчеркивалась роль родителей, в частности матерей, и их участия в образовательном процессе особого ребенка. И конечно, озвучивалась роль государства в оказании поддержки матерям таких детей. Но ведь роль родителя, как локомотива образования стандартного современного школьника, оспаривать вряд ли кто возьмется… Посему, как ни посмотри, задачи инклюзивного образования — суть задачи общего образования.

В столице существует опыт инклюзивного образования. В школе-гимназии № 65 функционируют 11 инклюзивных классов, в которых обучаются 15 учащихся с нарушениями слуха, один учащийся — с нарушением зрения и пять учащихся — с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе четверо — с ДЦП.

В этой школе также создана без барьерная образовательная среда. Для безопасного, активного и самостоятельного передвижения детей с двигательными нарушениями в учебных классах, коридорах, в столовой, на лестницах установлены поручни, имеется пандус для беспрепятственного въезда ребенка на коляске в школу, переоборудован школьный туалет. Приобретены специальные парты, вертикализаторы и стульчики «Жираф» с регулируемой спинкой. Благодаря спонсорам школой приобретены активные коляски для уроков физкультуры. Значит, и благотворительность в стране тоже имеет место быть. В школе имеется оборудование для массажа, фито- и физиотерапии. При содействии столичного Управления занятости и социальных программ и маслихата Астаны была решена проблема социального такси-микроавтобуса, оснащенного специальным подъемником для инвалидных колясок, обеспечивающего подвоз учеников к школе. В штатное расписание школы введены три ставки воспитателя-тьютора, две ставки дефектолога-сурдопедагога и одна — логопеда. Директор школы Баглан Сматаева говорит, что не все проблемы, связанные с созданием необходимых условий в школе для обучения детей с особыми потребностями, решены. Предстоит еще много работы. Но обнадеживающим фактором в решении этих проблем является поддержка со стороны Управления образования и Управления занятости и социальных программ.

Однако на заседании круглого стола «Инклюзивное образование: международная практика и пути реализации в Казахстане», конечно, руководствовались необходимостью помощи детям с особыми нуждами.

Без поддержки родных, специалистов и общества со временем и родители, и их дети с дефицитарностью теряют надежду на полноценную жизнь в обществе и перестают бороться. Это обстоятельство становится основной мотивацией к пропаганде уважительного, гуманного отношения к инвалидам и другим уязвимым категориям населения во всех цивилизованных странах мира. Инклюзивное образование, несомненно, должно стать механизмом изменения ситуации социального отчуждения.

К слову, с удивлением международный эксперт Мишель де Фоссе, да и не только она, узнала о том, что в Израиле — стране-флагмане работы с детьми-инвалидами — начался отток особых учеников из общеобразовательных школ в специальные. Об этом рассказал директор СКШИ столицы Кусаин Каткенов. И дело не в системе, а в детях. Согласитесь, сложно ожидать от ребенка терпеливого, зрелого отношения к сверстнику. В случае неконкурентоспособности последнего тем более. Неудивительно, что в таких вопросах, как инклюзивное образование, не может быть сроков сдачи или форсирования. Все должно происходить естественным путем, поступательно и очень индивидуально. И для отдельно взятого коллектива, и для отдельного особенного ученика.

На всех уровнях необходимо понимание, инклюзив не терпит формальности. Врачебная заповедь «Не навреди!» в данном случае становится заповедью и педагогической.

Однако лозунг пропагандистов инклюзивного образования: «От образования для всех — к качественному образованию для каждого» — обнадеживает.

Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию:

  • каждый имеет право на образование;
  • образование начинается с самого рождения и не заканчивается в зрелом возрасте;
  • все дети могут учиться;
  • каждый может испытывать трудности в обучении в отдельной области или в определенное время;
  • каждый нуждается в помощи в процессе обучения;
  • учитель, учебное заведение, семья и общество ответственны за содействие в обучении и не только детей;
  • различия естественны, ценны и обогащают общество;
  • дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике. Необходимо готовить детей жить в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие;
  • учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.

 

Партнеры