От всеобщего образования для всех к качественному образованию для каждого
Инклюзивное образование в Казахстане – доступность обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах

В Казахстане сегодня более 300 тысяч инвалидов, из них более 50 тысяч – дети до 16 лет. Лишь 10% из них обучаются в школах.

В Петропавловске уже более 10 лет одна из городских школ работает по уникальному проекту – «Инклюзивное образование». За этим стоит огромный труд по организации обучения в стенах одной школы здоровых детей и детей с нарушением опорно-двигательной системы. Проше говоря – инвалидов–колясочников. И никого здесь уже не удивляет, что инвалиды точно также как и все школьники занимают место в классах, шалят на переменах и играют в волейбол.

111229-161
Уникальный человек

Создание такой школы в областном центре Северо-Казахстанской области стало возможно благодаря уникальному человеку Шамилю Шакшакбаеву.

Шамиль Тауфикович благодаря своей энергии и неравнодушию создал в Петропавловске Центр реабилитации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Если вы думаете, что это было просто более 10 лет тому назад, то не обольщайтесь. Но Шакшакбаев – это человек особый. Все цели, которые он ставил перед собой, были достигнуты. Это поистине легендарный человек. Бывший спортсмен в результате очень серьезной болезни в 37 лет стал инвалидом. Он лишился обеих ног, а потом и руки. Но он никогда не унывал, не падал духом и жил очень активной жизнью, несмотря на боли и постоянные операции. И всегда и во всем старался помогать людям. Научившись жить со своим недугом, он понял, что его опыт может быть полезен другим, и особенно детям. А потому и стал добиваться сначала открытия Центра реабилитации, а потом открытия школы, где дети-инвалиды смогли бы учиться вместе со своими здоровыми сверстниками.

Директор Петропавловской средней школы №13 Лидия Маслова рассказывает, что для того чтобы проект инклюзивного образования внедрить, в здании школы необходимо было многое переделать. Убрать все пороги, пристроить лифт для поднятия ребят на второй этаж, пристроить пандус, расширить туалетные комнаты. Был решен и вопрос с транспортом для ребят. Аким области выделил специальный автобус с пандусом и микроавтобус «Газель» с оборудованными местами для перевоза детей-колясочников.

Но это только одна сторона этого особого инклюзивного образования. Другая – еще сложнее. Это воспитание в здоровых людях правильного отношения к детям с особыми потребностями. Ни жалость и сюсюканье, а нормальные, равные отношения. В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равные отношения ко всем людям, создающая условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Шамиль Шакшакбаев в начале интуитивно пришел к пониманию того, что дети-инвалиды должны учиться среди здоровых сверстников. Затем познакомился с разработками зарубежных ученых в этой области.

Когда мы вместе…

И надо сказать, что результаты эксперимента дали плоды уже в первый год работы.

«Инвалидность – это не обделённость судьбой, это скорее образ жизни при сложившихся обстоятельствах, – говорит Л.Маслова. – В учебно-воспитательном процессе школы не предусмотрено разделение на здоровых и особых детей. Все мероприятия, будь то уроки, спортивные или общественные встречи организуются совместно. Именно так удается быстрее выстроить контакт между учащимися, и различия между ними становятся практически незаметны. Успехи наших детей с проблемами здоровья поразительны. За годы обучения в школе меняется их психология, настрой, появляется оптимизм и вера в свои силы, исчезают всевозможные комплексы. Примеров тому множество, и одним из важнейших показателей этого является желание таких ребят быть в гуще событий школьной жизни».

Лидия Михайловна считает, что за эти годы достигнуты значительные успехи. Переоценить их сложно. Из 38 воспитанников – 14 инвалидов с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые передвигались только в инвалидных колясках, смогли встать на ноги. Некоторые теперь передвигаются при помощи ходунков и костылей. 14 из них перешли в обычные общеобразовательные школы.

Как отмечают сами учителя, когда об эксперименте только заговорили, многие испугались перемен и покинули школу. Боялись, что больные дети будут тормозить учебный процесс, снизят общую успеваемость. Но основной коллектив педагогов поддержал идею. «Было жалко этих детей, поэтому и решили попробовать свои силы, – вспоминает заместитель директора по учебной работе Дина Баймакишева. – Но нам не предоставили никакой методической помощи – как работать с этими детьми. Руководствуясь интуицией и своим педагогическим опытом, мы поняли, что с ними надо вести себя как со здоровыми детьми, чтобы они не чувствовали себя ущербными. Требования, касающиеся учебного процесса, у нас ко всем детям одинаковые».

Показатели ЕНТ в этой школе достаточно высокие. Ребята набирают по 102-105 баллов. ЕНТ дети с ограниченными способностями сдают в общем потоке. Учитель английского языка Раиса Аубакирова рассказывает о своей ученице Алме: «Алмуша сразу начала проявлять интерес к английскому языку, с удовольствием выполняла задания. Я поражалась ее усидчивости и трудоспособности. Сейчас она учится в СКГУ на бюджетной основе, будет преподавателем английского языка. В прошлом году побывала в Америке. Часто звонит и рассказывает о своих делах. А у меня сердце радуется, что у нас есть возможность помочь обрести веру в себя, помогаем стать самостоятельными и состояться в жизни таким детям».

Естественно, что нагрузка на педагогов увеличилась. Со многими детьми порой приходится заниматься дополнительно. Ведь и заболевания у них разные, а значит и возможности тоже не одинаковые. Многим из больных детей в течение учебного года приходится переносить тяжелые операции, бывать на реабилитации в других городах. И чтобы после перерыва не было отставания в учебе, помощь приходит и со стороны учителей, и со стороны одноклассников.

Надо сказать, что совместное обучение детей-инвалидов и здоровых ребят благотворно сказалось на всех. Внимание, добросердечие, взаимопомощь стали в этой школе нормой. Одноклассники всегда готовы прийти на помощь, когда надо заехать в лифт или спуститься по пандусу. Напоминать им об этом не надо. Все сами понимают. Учителя считают, что их дети вырастут людьми понимающими и добрыми.

Вот уже несколько лет в школе существует детская организация «Рука в руке», девиз которой: «Когда мы вместе, то веселее и интереснее!» Главные принципы клуба – каждый человек ценен, интересен, уникален. Все мы такие разные, но мы все похожи, дари своим друзьям с проблемами со здоровьем не жалость, а понимание. На этих принципах построена и вся работа школы.

 

Партнеры