От всеобщего образования для всех к качественному образованию для каждого
Инклюзивное образование в Казахстане – доступность обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах

Как вы относитесь к инклюзивному образованию

Хорошо - 42.9%
Отлично - 42.9%
Нейтрально - 5.7%
Отрицательно - 2.9%
Не вижу смысла - 5.7%

Всего голосов:: 35
Голосование по этому опросу закончилось в: Декабрь 31, 2015

Друзья сайта

Нагима Ескалиева

Эстрадная певица, телеведущая, актриса и профессор «Академии искусства»

Национальный отчет по развитию образования Республики Казахстан (Министерство образования и Науки Республики Казахстан, 2008г)

ссылка для скачивания

Специальное образование и развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан

Специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.

Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии.

Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".

В соответствии с поручением Главы государства в 2004 году в целях научно-методического обеспечения системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями постановлением Правительства Республики Казахстан республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации преобразован в национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, где ведется научно-исследовательская работа по развитию специального образования и переходу к инклюзивному образованию, разработке специальных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов.

В рамках реализации Плана мероприятий Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы постановлением Правительства РК от 5 февраля 2007 года №81 утвержден План мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями в развитии на 2007-2009 годы, где предусмотрены вопросы расширения сети организаций образования, развития интегрированного образования в целях создания оптимальных условий для обеспечения равных возможностей в получении образования и оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки.

В республике в качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения образования детей данной категории являются следующие направления.

Первое направление — выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Начальным звеном системы специального образования в республике является психолого-медико-педагогическая консультация, которая устанавливает право ребенка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг, определяет их потребности в специальных образовательных условиях (одна ПМПК открывается на 60 тыс. детского населения).

Сегодня в стране действуют 56 областных, городских и районных ПМПК, в том числе одна республиканская.

Достаточное количество ПМПК имеется в г.Астане (3), Восточно-Казахстанской (7), Акмолинской (4), Западно-Казахстанской (3), Кзылординской (5), Павлодарской (4) и Северо-Казахстанской (3) областях.

Вместе с тем, не удовлетворяет имеющееся количество ПМПК в Южно-Казахстанской области (на 883,6 тыс.детей вместо предусмотренных 15 консультаций действуют только 2), Карагандинской (на 362,2 тыс.детей предусмотрено 6, действуют 2), г.Алматы (на 283,6 тыс.детей действуют только 2 вместо 5).

С расширением сети ПМПК улучшилось выявление детей с ограниченными возможностями в развитии. К примеру, если в 2002 году количество выявленных детей с ограниченными возможностями в развитии составляло 115,2 тыс.чел. (2,3% от детской популяции), то на январь 2009 года выявлено 149.246 детей и процент выявляемости вырос до 3,2%, хотя в развитых странах составляет свыше 10% (Россия - 4%, Германия, Великобритания, Швеция — от 10% до 15%).

Высокий показатель выявляемости детей с ограниченными возможностями в развитии раннего возраста зарегистрирован в г Астана – 555 детей или 11,7% от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, выявленных в городе.

Для вовлечения детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного образования в рамках реализации Госпрограммы развития образования на 2008-2010 годы предусмотрено открытие 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования. Сегодня в пяти областях и в г. Алматы открыты 87 кабинетов, до конца 2009 года предусмотрено открытие 42 в 6 областях и г. Астане.

Расширяется сеть новых видов специальных организаций образования, которые призваны оказывать комплексную коррекционно-педагогическую поддержку детям и их родителям.

Сеть специальных организаций состоит из 119 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 283 логопедических пунктов.

(К сожалению, их развитие по регионам также неравномерное: еще не открыты реабилитационные центры в Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях, отсутствуют логопедические пункты в Алматинской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях, г. Алматы, что отрицательно сказывается на своевременной коррекционно-педагогической поддержке детей различных категорий, особенно проживающих в сельской местности).

Второе направление — создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.

В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных организаций образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования по видам и типам, специальные группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных школах:

в 35 специальных детских садах и 228 специальных группах при детских садах общего типа получают воспитание и образование свыше 10 тыс. детей дошкольного возраста;

в 101 коррекционной школе и 820 специальных классах при общеобразовательных школах обучаются и корригируют имеющиеся недостатки в развитии около 24 тыс. детей школьного возраста по восьми основным видам и типам.

Специфическими целями образования для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями в развитии являются:

с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи;

с нарушениями зрения - овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;

с нарушениями интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, социально-бытовая ориентировка, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – максимальное овладение всеми навыками жизнеобеспечения;

с тяжелыми нарушениями речи – овладение коммуникативными навыками речевого общения.

В целях организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии в текущем году разработаны Типовые специальные общеобразовательные учебные программы (приказ Министра образования и науки РК от 8 июля 2009 года № 333), учитывающие степень выраженности нарушений психофизического развития и познавательных возможностей учащихся и предусматривающие вариативность обучения:

1) образование, соответствующее государственному общеобразовательному стандарту для детей с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, уровень познавательных возможностей которых соответствует возрастным нормам;

2) образование, осуществляемое по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам, адаптированным к индивидуальным возможностям учащихся с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, задержкой психического развития, уровень познавательных возможностей которых ниже возрастной нормы;

3) образование, осуществляемое по специальным программам школы для детей с интеллектуальными нарушениями и индивидуальным программам (для детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями).

Качество и доступность специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями обеспечивается оказанием комплексной системы медицинской и психолого-педагогической коррекционной поддержки:

  • малой наполняемостью класса от 8 до 12 человек;
  • созданием щадящего охранительного педагогического режима;
  • проведением специальных психолого-педагогических, индивидуальных и групповых занятий специальными педагогами;
  • использованием специальных учебников, учебно-методических комплексов;
  • обеспечением специальными техническими и компенсаторными средствами обучения.

Обеспечение качества образования детей с ограниченными возможностями в развитии зависит от развитой учебно-материальной и технической базы школ.

В настоящее время коррекционные организации образования для детей с нарушениями зрения обеспечены на 60% читающими машинами, тифлокомплексами (мультимедийный компьютерный класс: персональный компьютер с модемом и возможностью подключения к сети, брайлевский дисплей с программным обеспечением экранного доступа и увеличения экрана); для детей с нарушениями слуха - 56% беспроводными и проводными учебными классами, сенсорными и мягкими комнатами, развивающими играми – 30 % вспомогательных школ.

Доступ к информационной сети по республике составляет 33,4 коррекционных организаций образования, в среднем на 1 компьютер приходится 21,8 учащихся из числа детей с ограниченными возможностями.

К сожалению, специальным оборудованием не обеспечены детские сады, спецшколы для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, специальные классы при общеобразовательных школах, психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, логопедические пункты.

В целях улучшения и повышения качества образования детей данной категории в рамках Государственной программы развития образования на 2005-2010 на 2 этапе предусмотрено:

  • доукомплектование коррекционных организаций недостающим специальным оборудованием и обеспечение их необходимым согласно утвержденным Нормативам минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» из средств местного бюджета;
  • внедрение современных мультимедийных обучающих систем в специальные коррекционные организации образования в рамках программы «Информатизация системы образования», что будет способствовать информационному обеспечению специального образования в виде качественных программ и программных комплексов, предназначенных для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии.

Третье направление - развитие интегрированного инклюзивного образования.

Перспективой развития системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в развитии на ближайшие годы является реализация идей и принципов интегрированного (инклюзивного) образования. Средствами выступают не изоляция детей и создание устойчивого представления о собственной неполноценности, а построение социальной траектории в жизни, которая может быть решена только через включение детей с ограниченными возможностями в среду детей обычного развития, совместного обучения, организации их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.

К примеру, в школах для детей с интеллектуальной недостаточностью Восточно-Казахстанской, городов Алматы и Астаны открыты специальные классы для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, которые ранее считались необучаемыми и были лишены возможности общения со сверстниками и получения образования (содержались в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения и воспитывались дома).

В реабилитационных центрах, коррекционных школах и детских садах также открыты экспериментальные группы и классы для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными комбинированными и иными нарушениями развития, появились разные интеграционные формы обучения: классы для учащихся со сниженным слухом, интеллектом в общеобразовательной школе, группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в обычном детском саду.

Учащиеся, преодолевшие тяжелые нарушения речи в условиях специальной школы, успешно интегрируются в массовый образовательный процесс, продолжая получать логопедическую помощь до того момента, пока они в ней нуждаются. Только благодаря такой поддержке дети с речевым недоразвитием способны осваивать общеобязательный стандарт образования, обучаясь рядом со сверстниками без речевой патологии. Такой опыт имеют Костанайская, Восточно-Казахстанская области, город Алматы, где организовано обучение детей с детским аутизмом.

Сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.

На базе вспомогательных школ городов Актобе и Уральска открыты ресурсный (консультативный) центр для педагогов массовых школ, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями.

Во всех коррекционных школах организованы и действуют школьные психолого-медико-педагогические консилиумы.

Процесс внедрения инклюзивного образования носит комплексный характер и предусматривает участие в нем государственных структур, родительской общественности, семьи, органов и организаций образования, неправительственных организаций.

На начальном этапе процесса внедрения инклюзивного образования должна быть предусмотрена гармонизация нормативно-правовых актов в области специального и общего образования.

В этих целях разработаны:

проект государственных стандартов «Условия реализации государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями»;

проект Концепции развития инклюзивного образования в Республике Казахстан;

приняты ряд учебно-методических пособий, рекомендаций;

проведены специальные исследования для оценки образовательных результатов (Ассоциацией социологов и политологов Казахстана (АСиП) в рамках технического задания Центра «САТР» проведены социологические исследования «Возможности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей-инвалидов детства», исследования САНДЖ, ЮНЕСКО и других неправительственных организаций).

Вопрос охвата детей с ограниченными возможностями в развитии специальными образовательными учебными программами включен в мониторинг показателей рейтинговой оценки акимов областей, городов Алматы и Астаны.

Положительное решение этого вопроса в Восточно-Казахстанской, где созданы условия для охвата специальными образовательными услугами 80% из выявленных детей с ограниченными возможностями, Костанайской - 61% и Карагандинской - 69% областях при общереспубликанском показателе 38,0%. Ниже республиканского уровня в Южно-Казахстанской — 11 %, Мангистауской — 14%.

Для удовлетворения прав детей с ограниченными возможностями в развитии в получении качественных образовательных услуг продолжена работа по:

  • реализации статей законов Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» в части оказания образовательных услуг путем расширения сети специальных и общеобразовательных организаций образования, обеспечения специальными учебниками и оборудованием;
  • совершенствованию системы ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки на основе скринингов на предмет выявления психо-физических нарушений у детей и своевременности направления их в психолого-медико-педагогические консультации при наличии риска отставания в психо-физическом развитии;
  • созданию гибкой и вариативной системы среднего общего и профессионального образования для внедрения коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов;
  • созданию условий для развития инклюзивного образования с разработкой концепции сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях интегрированного обучения в организациях образования;
  • внедрению информационных и коммуникационных технологий в специальный образовательный процесс в целях улучшения качества управления специальным образованием;
  • взаимодействию со средствами массовой информации в реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности обучающегося с ограниченными возможностями в развитии, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Эффективность этого взаимодействия во многом зависит от скоординированности и целенаправленности усилий всех звеньев данной системы, а также от согласованности действий специалистов разного профиля, смежных министерств: здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки.

 

Партнеры