От всеобщего образования для всех к качественному образованию для каждого
Инклюзивное образование в Казахстане – доступность обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах

Как вы относитесь к инклюзивному образованию

Хорошо - 42.9%
Отлично - 42.9%
Нейтрально - 5.7%
Отрицательно - 2.9%
Не вижу смысла - 5.7%

Всего голосов:: 35
Голосование по этому опросу закончилось в: Декабрь 31, 2015

Друзья сайта

Нагима Ескалиева

Эстрадная певица, телеведущая, актриса и профессор «Академии искусства»

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Россия

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

В настоящее время в России рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.

Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.

Очень многие выпускники дефектологических факультетов (коррекционной педагогики и специальной психологии) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и непрестижности профессии учителя-дефектолога, хотя еще в недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества. Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии, но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).

Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

Как отметил уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин в докладе, посвященном проблемам детей-инвалидов, в России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует. Более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в общеобразовательных учреждениях, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше.

Сегодня большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах. Тем не менее, в некоторых регионах России уже есть положительный опыт по внедрению инклюзивного образования.

Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

США

Обучение детей с ограниченными возможностями в США. Современная политика США, проводимая в области специального образования, заключается в предложении слияния массового и специального образования. Предлагается три основных подхода этого слияния: «основное направление», «инициатива массового образования», «включение». Эти подходы вызывают оживленную дискуссию и споры в области специального образования.

«Основное направление» предполагает помещение детей с отклонениями в развитии в классы массовых школ. Необходимость этого обусловливается тем, что поскольку эти дети, в конце концов, оказываются в обществе, то их следует направлять в школу, чтобы способствовать включению в социальную и учебную деятельность. Для многих учащихся, особенно с серьезными недостатками, размещение в учреждения этого направления может превратиться в серьезную неудачу.

«Инициатива массового образования» (ИМО) – этот подход предложен отделом специального образования при департаменте образования США. ИМО следует дальше, чем концепция «основного направления», предлагая фундаментальные изменения условий образования учащихся с отклонениями в развитии. Некоторые дефектологи и руководители массового образования одобряют ИМО, в то время как другие дефектологи и учителя массовых школ считают, что необходим дополнительный опыт и исследования, чтобы понять возможности влияния ИМО на учащихся с отклонениями.

Модель «включения» состоит в том, чтобы включать в общеобразовательный процесс по месту жительства всех детей, независимо от типа нарушения и степени его выраженности. Для каждого такого ребенка командой специалистов создается индивидуальная программа обучения, в соответствии с которой происходит оценивание успехов учащегося. Исследования показывают, что в процессе претворения в жизнь моделей интеграции возникают проблемы связанные, прежде всего, с высокими требованиями к компетенции учителя, который должен уметь учить как обычных детей, так и детей с самыми различными отклонениями в развитии.

В настоящее время в США действует закон, принятый в 1990 году, который называется Акт об образовании лиц с нарушениями. Он гарантирует бесплатное, соответствующее нуждам ребенка обучение в системе народного образования. Родители имеют право требовать от школ заключения об учебных возможностях ребенка, в котором дается обоснование наличия или отсутствия нарушений в развитии у ребенка. На школу возлагается обязанность выявлять детей с ограниченными возможностями. Закон дает право на получение не только специального образования, но и получение дополнительных услуг (транспорт, логопедические занятия, помощь психолога, аудиологическое обследование и пр.) По закону на каждого ребенка составляется письменное заключение и индивидуальная образовательная программа, предписывается обязательное обучение детей с ограничениями насколько это возможно, в массовых школах, а также включение их в среду с минимальными ограничениями.

Альтернативы Дипломов для студентов с ограниченными возможностями: общий обзор-синтез документа от NCEO

Швеция

Большинство детей с особыми нуждами в этой стране интегрированы в обычные классы, в которых они получают необходимую поддержку (помощь в классе от специального педагога или ассистента и пользование специальными вспомогательными средствами). Дети с выраженными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, с сочетанными нарушениями получают образование в специальных школах, которые дифференцированы по типам нарушений, могут обучаться там до достижения ими 21-23 лет. Специальные школы в настоящее время являются и Центрами ресурсов по поддержке детей, интегрированных в классы общеобразовательных школ. Специальные школы для умственно отсталых детей интегрированы в общеобразовательную школу путем размещения классов в ее здании.

Сложную проблему в Швеции представляет специальное обучение детей с ранним детским аутизмом. Эти дети обучаются в малых группах в обычной школе. На каждых 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент.

Интегрированное обучение в массовых школах Швеции пока еще не удовлетворяет всех заинтересованных лиц. Оппоненты указывают, что процесс интеграции протекает слишком поспешно, что интеграция имеет много отрицательных моментов, напоминают о том, что интеграция – это не цель, а инструмент для абилитации и нормализации детей со специальными нуждами. Необходимы научные исследования о влиянии интеграции на систему образования в целом.

Франция

Специальное образование во Франции направляет свои усилия на то, чтобы интегрировать как можно большее число детей с недостатками в развитии в общеобразовательную школу. Включение в общеобразовательный процесс детей с отклонениями в развитии осуществляется в 4 вариантах:

1. Ребенок учится по обычным школьным программам, но во время пребывания в школе и вне школы ему предоставляют дополнительные услуги: лечебные процедуры, меры воспитательного характера и др. Например, ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата учится в обычном классе и посещает адаптационный центр, открытый в данной школе или находящийся по близости.

2. Ребенок учится по обычным школьным программам, пользуется дополнительным уходом и обучается по дополнительным специальным программам. Например, ребенок с нарушением зрения учится в обычном классе и получает помощь в подготовке уроков, дополнительные занятия с преподавателем, посещает занятия по пространственной ориентировке и др. специальные коррекционно-развивающие занятия.

3. В основное школьное время ребенок проходит обучение в специальном классе по специальной программе (обычно дети с задержкой психического развития). Другую часть времени он занимается по обычной программе вместе с учениками своего возраста.

4. Ребенок посещает только специальный класс и учится там по специальной программе (обычно дети с нарушением интеллекта). Но при этом он принимает непосредственное участие в жизни школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятиях и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.

Италия

Начиная с 70-х годов прошлого столетия, большая часть учащихся специальных школ и классов была интегрирована в систему общего образования. На сегодняшний день 99% всех детей со специальными нуждами учатся в общеобразовательной школе. Для того чтобы получать специальную помощь от учителя поддержки в обычном классе, ребенок должен быть зарегистрирован, как ребенок с отклонениями в развитии. Регистрация осуществляется только с согласия родителей и на один год, по истечении этого срока принимается решение о продлении или отмене специальной помощи.

Однако, развитие процесса интеграции школьников со специальными нуждами в общеобразовательную среду сопровождается в Италии с проблемами, которые требуют своего разрешения. Так, было отмечено, что по мере сокращения числа государственных специальных школ, наблюдался рост числа учеников с проблемами в развитии в частных специальных школах. Имеют место огромные различия в разных регионах страны в развитии образовательной интеграции, поскольку координация этого процесса на государственном уровне сводится к минимуму.

Большинство учителей не отрицают интеграцию, но имеют серьезные проблемы по внедрению ее в жизнь класса. Они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с отклонениями в развитии на плечи учителей поддержки. Кроме того, учителя предпочитают, чтобы учитель поддержки работал с такими учениками вне класса.

Проблемы развития образовательной интеграции в Италии связаны с несколькими причинами. Процесс интеграции был начат без проведения необходимых исследований нужд регионов, определения наличия необходимых специалистов. Обучение учителей общеобразовательных школ было ограничено. Специальные занятия в течение 1 месяца не дали положительных результатов, многие учителя вообще не прошли обучения. Сотрудничество классного учителя и учителя поддержки часто оказывается проблематичным. Учителя поддержки внесли в процесс интеграции меньшую лепту, чем ожидалось. Большая проблема связана с включением в общеобразовательный процесс детей с глубокой умственной отсталостью. Многие специалисты считают, что для таких детей необходимо вновь открыть специальные классы. Однако, это предложение в Италии принципиально отклоняется, т.к. оно может привести к появлению вновь отдельной системы специального образования, которая зарекомендовала себя как «унижающая достоинство» и не приносящая пользы в обучении. В результате многие дети с выраженными интеллектуальными нарушениями просто не обучаются. Особая проблема интеграции наблюдается в старших классах средней школы. Часть родителей здоровых детей против присутствия школьников с отклонениями в обычном классе. Учителя не ставят перед собой задачу обучения школьников с особыми потребностями, поскольку их подготовка к интеграции велась на недостаточном уровне. Большинство учителей поддержки, работающие в старших классах, не имеют специальной подготовки. Интеграцию в Италии можно считать достигнутой целью в широком смысле этой проблемы. Однако, из-за нехватки систематически централизованно обрабатываемых данных по этому вопросу очень мало известно о результатах процесса образовательной интеграции.

Литва

Литва успешно переняла модель инклюзивного образования Германии. Дети с ограниченными возможностями с сохранным интеллектом могут обучаться в общеобразовательных классах массовых школ. В Литве учащиеся 1-4 классов повсеместно обучаются в отдельной начальной школе. После 4 класса все ученики переходят в школу следующей ступени и имеют право выбрать тип школы – гимназию или регулярную. Практика показывает, что родители детей с ограниченными возможностями часто по собственному желанию переводят детей после 4 класса в специальную (коррекционную) школу, удостоверившись в том, что их ребенок не может усваивать учебную программу в полном объеме или в том же темпе, что и другие дети. Дети с интеллектуальными нарушениями также имеют право учиться в общеобразовательной школе, но только в специальном классе. Причем в Литве существуют два типа классов: для детей с легкой умственной отсталостью – «специальный класс», для детей с умеренной и даже тяжелой формами умственной отсталости – «класс развития». Обучение в спец.классе осуществляется по программе вспомогательной школы, а в классе развития обучение ведется по индивидуальным программам и больше направлено на социальную поддержку семьи. Ученики, по желанию родителей, могут находиться в школе полный день.

В штате начальной школы имеется один логопед, обслуживающий детей общеобразовательных классов и один логопед на два спецкласса. Коррекционную поддержку сурдопедагога, тифлопедагога, специалиста по развитию движения и др. ученики с ограниченными возможностями получают в районных центрах реабилитации, куда их подвозят специальным транспортом.

В стране серьезно решаются проблемы дискриминации и обеспечения равных прав детей. В частности, документ об окончании общей и средней школы имеет одну форму для всех учащихся независимо от их интеллектуальных способностей, физических возможностей и типа школы. Но в свидетельстве и аттестате имеется шифр, указывающий тип школы или класса, который закончил выпускник – гимназия, регулярная, специальная т.п.. Кроме того, для всех детей школьные учебники издаются в одинаковой обложке (дизайн, рисунок), но с разным содержанием в зависимости от потребностей детей с ограниченными возможностями.

Литва перешла на подушевое финансирование школьников. Примечательно, что образовательная «корзина» детей с ограниченными возможностями в 2-3 раза тяжелее, чем у обычного ученика. Это объясняется тем, что дети с психофизическими нарушениями помимо образовательных услуг нуждаются в коррекционной поддержке и вспомогательных средствах обучения, включая технические.

Хорватия

Законодательство Республики Хорватия уже более 20 лет способствует развитию процесса образовательной интеграции учащихся с отклонениями в развитии в обычные школы, в первую очередь через Закон об образовании 1991 года и Закон о среднем образовании 1992 года. Образовательная интеграция рассматривается как часть более широкой социальной интеграции.

В настоящее время в станах Европы термин интеграция все чаще заменяется термином инклюзия (включение), а термин учащиеся с отклонениями в развитии термином учащиеся с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное движение, характерное для европейского образования конца 20-го начала 21-го веков, предполагает включение не только всех учащихся с отклонениями в развитии, но также и учащихся, которые по какой-то другой причине имеют затруднения в обучении. Инклюзивное образование предполагает включение в учебно-воспитательный процесс учащихся с различными образовательными способностями и потребностями: детей с отклонениями в развитии различной этиологии и степени его проявления, детей с различными сенсорными, мобильными, коммуникативными потребностями, детей различных религиозных, этнических, культурных, расовых и других групп. Таким образом, инклюзивное движение, прежде всего, направлено на удовлетворение школой образовательных целей каждого обучающегося путем создания благоприятных условий - использования соответствующих подходов обучения, разнообразных методов обучения, вариативных содержания образования, коммуникативных средств и др.

Понятие инклюзивного образования является естественным производным философии инклюзии. Инклюзия связана с предоставлением равных возможностей и удовлетворения потребностей в социализации всех учащихся. По мнению хорватских специалистов, характерной особенностью инклюзии является то, что ответственность за удовлетворение специальных потребностей личности с ограниченными возможностями может быть возложена на все общество, в частности на местное сообщество, поскольку местное сообщество является средой, где каждый индивид должен реализовать свои возможности, а также получить свое полное развитие. В этом заключается главная идея концепции инклюзивного образования, развивающегося в РХ.

Осуществление интеграции учащихся с особыми потребностями, по мнению хорватских коллег, может научить пониманию преимущества индивидуальных различий, особенностей личности и путей ее адаптации в условиях образовательной действительности, разработке критериев и технологий, которые должны в целом улучшить образование в стране и проложить дорогу к качественному школьному обучению.

Статистика

В соответствии с неполными данными Министерства образования в начальных школах Хорватии обучаются 13256 учащихся с проблемами в развитии, из которых 5558 полностью интегрированы в массовые школы. Из 766 начальных школ в Хорватии 556 (72.6%) принимают участие в интеграции. Из всех учащихся, интегрированных в массовые школы, самую большую группу представляют учащиеся с трудностями в обучении. Однако, как отмечают специалисты, таких учащихся, обучающихся в массовых школах, которым требуется дополнительная помощь гораздо больше.

В соответствии с министерскими данными в 377 средних массовых школах обучается 191 658 учащихся, из них 1193 – это подростки с особыми образовательными потребностями.

Законодательная база интеграции

Начальное образование (1-8 классы) в Хорватии обязательно и бесплатно независимо от способностей ребенка. Дети с особыми образовательными потребностями имеют конституционное право на образование и помощь в образовании.

Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями не регулируется отдельным законом. Оценивание ученика, решение его проблем, права и обязанности учителя, как найти работу после школы – все эти вопросы прописаны в Законе об образовании РХ, освещены в Законах о дошкольном, школьном и высшем образовании. В подзаконных актах, утверждаемых министерством образования и спорта РХ, конкретизируются вопросы, касающиеся образования детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, законодательные нормы в отношении образования учащихся с особыми образовательными потребностями нашли свое отражение в Конституции Хорватии (1990г.), Законе о начальном образовании (№ 59/91, 27/93, 7/96), Инструкции Министерства образования по обязательному педагогическому обследованию детей с проблемами в развитии (Журнал министерства образования и культуры № 2/93), Постановлении о начальном образовании учащихся с проблемами в развитии (№ 23/91, Постановлении о зачислении в начальную школу (№ 13/91), Законе о среднем образовании (№ 19/92. 26/93, 27/93 и 50/95), Постановлении о среднем образовании учащихся с трудностями в обучении (№ 86/92), Учебном плане и программах для обучения учащихся с большими трудностями в развитии (Журнал министерства образования и спорта № 4/96), Инструкции министерства образования и спорта по обследованию и проведению экзаменов для учащихся с проблемами в развитии в начальной и средней школе (Журнал министерства образования и спорта № 4/96).

Модели интегрированного образования

Дошкольное образование

Дошкольное воспитание осуществляется от 6 месяцев до 6-7 лет. Дети с отклонениями в развитии имеют приоритет для поступления в детский сад. Такие дети обучаются и воспитываются в массовом детском саду либо по обычной программе, либо по адаптированной или специальной программе с дополнительной реабилитационной программой. В массовых детских садах воспитание может осуществляться и в спец.группе со своим воспитателем, при этом некоторые занятия осуществляются в общей группе с обычными детьми.

Финансирование. Ребенок с ограниченными возможностями имеет право посещать районный детский сад. Государство оплачивает дополнительные образовательные услуги (от 400 до 1000 кун в месяц в зависимости от времени пребывания ребенка в саду). Есть воспитательные программы рассчитанные на 4, 6, 10 часов в день. Родители, как правило, выберают четырехчасовую программу, потому что в этом случае ребенок с ограниченными возможностями получает еще и пенсию в семью. Если ребенок посещает садик более 4 часов в день, то семья лишается этой финансовой поддержки.

Школьное образование

До зачисления каждого ребенка в начальную школу комиссия, состоящая из врача, психолога и учителей специального образования и общеобразовательной школы, проводит оценку его психологического состояния. На основе оценки комиссией каждому ребенку рекомендуется обучение по соответствующей его возможностям программе, или назначается углубленное педагогического изучение в процессе пробного обучения по программе, разработанной школой. Как правило, психолого-педагогическое обследование проводится ближайшей школой по месту жительства ребенка. Программа обследования включает определение возможностей ребенка в овладении им учебной программой, выбор соответствующих методов и средств организации учебной работы с данным учащимся, необходимого сопровождения психологического и физического развития ребенка, учет его эмоциональных и социальных особенностей, сотрудничество учителя с родителями или попечителями и продолжительность периода наблюдения. В соответствии с законом максимальный срок продолжительности обследования составляет 3 месяца, после которого предлагается соответствующее образование (либо по общеобразовательной программе, либо по адаптированной программе, либо по специальной программе)

В зависимости от сложности нарушений в развитии обучающегося, массовая школа предоставляет различные модели образовательной интеграции: полную или частичную (Постановление об обучении детей с трудностями в развитии в начальной школе, 1991 г.). В нормативных документах отмечается, что в предоставлении обязательного образования приоритет должен быть отдан модели полной интеграции.

В модели полной интеграции учащиеся с отклонениями в развитии включаются в обычный класс. В обычный класс допускается включение до трех учащихся с отклонениями в развитии, при этом общее число обучающихся в классе не должно превышать 25 учащихся. Учащиеся с отклонениями в развитии в названной модели интеграции обучаются по общей или адаптированной программе.

Адаптированная программа составляется на основе общего плана и программ с учетом особенностей развития и ограничений обучающегося. Она, как правило, включает меньший объем и более низкую сложность учебного предмета, а также предполагает применение соответствующих адаптированных методов, средств и приемов обучения.

Индивидуальный учебный план для учащихся с отклонениями в развитии разрабатывается учителем совместно с учителем специального образования (дефектологом). Дополнительная помощь специалистов-дефектологов дает возможность для поддержки полной образовательной интеграции, которая осуществляется посредством индивидуального подхода или специальной образовательной работы, а также в процессе специальных занятий по реабилитации учащегося (специальные коррекционно-развивающие занятия).

В течение первых четырех классов учащиеся с отклонениями в развитии не оставляются на повторное обучение и переходят из класса в следующий класс, где они продолжают обучение по индивидуальным учебным программам (если они не могут обучаться по обычным). Начиная с пятого, и по восьмой класс учащиеся с отклонениями в развитии могут быть оставлены на повторное обучение, если специалисты специального образования (дефектологи) и обучающие их учителя считают, что ребенок не освоил индивидуальную учебную программу в массовой школе.

По Закону об образовании ученик с ограниченными возможностями может быть переведен на следующую (2) ступень обучения, имея 2 неудовлетворительные отметки по любым учебным предметам. После окончания восьмого класса, имея одну неудовлетворительную отметку ученик может дублировать класс или перейти на третью ступень (если учителя, совещавшись, придут к выводу, что незнание в данной предметной области не будет мешать ему в жизни). Если ребенок не усваивает массовую программу, то ему могут предложить модель частичной интеграции, при которой обучение по основным предметам осуществляется по адаптированным программам в специальном классе, а по рисованию, музыке, физкультуре по общим в обычном классе.

Для учащихся с более выраженными отклонениями в развитии также предлагают как полную, так и частичную интеграцию. Последняя, может быть реализована в соответствии с различными моделями инклюзивного образования. Одна из возможных моделей частичной интеграции предполагает образование в массовой школе, в которой часть учебных предметов могут изучаться в обычном классе, а другая часть - в специальном классе. Другая модель предполагает обучение в специальном классе в условиях массовой школы, а деятельность во внеурочное время организуется с учащимися обычных классов (такие кассы могут состоять из 6-10 учеников).

Третья модель основана на обучении в массовой школе, где весь учебный процесс с организованными продленными школьными часами, проходит в специальных группах (классах), состоящих из 5-10 учеников (в классах для умственно отсталых детей – максимум 9 учеников, с нарушением слуха, зрения, НОДА – 8 учеников, умеренная умственная отсталость – 7 учеников, аутизм – 3 ученика).

Все вышеуказанные модели интеграции предоставляют возможность учащимся с отклонениями в развитии свободно переходить из одной модели обучения к другой, как только появляется такая возможность. Для реализации такого перехода осуществляется адаптация учебных планов и программ. Умственно отсталые ученики, дети с аутизмом, со сложным дефектом могут учиться в школе до 21 года. В отношении этих детей не существует жестких учебных планов, классов с нормированной учебной программой. Для них создаются адаптированные программы, учитывающие индивидуальные возможности детей.

В соответствии с Законом обеспечивается транспортировка учащихся с отклонениями в развитии независимо от расстояния между домом и школой, и выделение вспомогательного персонала в зависимости от состояния обучающегося.

Ученикам с особыми образовательными потребностями предоставляется специальная помощь, включающая индивидуальную или групповую дополнительную образовательную работу и/или реабилитацию (коррекционно-развивающую работу), для снижения последствий отклонений в развитии обучающегося. По закону об образовании каждая школа должна иметь логопеда, психолога, дефектолога.

Учителя, работающие со школьниками с ограниченными возможностями, получают надбавку к зарплате: в специальном классе – 7-10 % (от заработной платы), в интегрированном классе – 10 % за 1 час работы в этом классе.

Таким образом, законодательство предоставляет различные возможности и формы организации образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями, что позволяет каждому учащемуся, в соответствии с его способностями, найти наиболее подходящую и стимулирующую успешное развитие модель образования и подготовки к жизни в открытой социальной среде.

В Хорватии дети имеют право учиться в стационаре и дома. Самая близкая к больнице школа обучает детей. На надомное обучение отводится и оплачивается 50% учебного плана. В больнице формируются классы.

Среднее образование в Хорватии не является обязательным, это также относится и к учащимся с образовательными потребностями. В соответствии с Конституцией (1990) среднее образование, как и высшее образование, доступно на равных условиях всем учащимся в соответствии с их способностями.

Учащиеся зачисляются в учреждения среднего образования в соответствии с критериями отбора кандидатов в первый класс средней школы, который проводится каждый год Министерством образования и спорта на основе Закона о среднем образовании.

В этом Законе также отмечена возможность прямого зачисления учащихся с особыми потребностями в средние школы (т.е. без вступительных экзаменов, только по заявлению родителей).

Прямое зачисление реализуется в соответствии с решениями:

  • регионального образовательного Департамента (при поступлении учащегося в школу),
  • социальных служб,
  • других документов, предписывающих обучение учащихся по программам, соответствующим способностям и потребностям, которые выдаются, например, профориентационной комиссией, которая принимает во внимание способности, потребности и мотивации учащегося. Такие учащиеся после завершения начальной школы переходят в систему профессионально технического образования.

При поступлении в среднюю школу подростков с отклонениями в развитии комиссия по профориентации определяет склонности и способности ребенка к профессии и дает заключение о его возможностях в плане профессионального обучения. В средней школе также реализуются общая, адаптированная и специальная программы (индивидуальная – для умственно отсталых). Средняя школа является бесплатной. Срок обучения 3 или 4 года. Умственно отсталые подростки по желанию родителей и в соответствии с заключением профориентационной комиссии также имеют возможность поступить в среднюю школу, где получают трудовую подготовку и посещают адаптированные занятия по общеобразовательным предметам. В Законе о среднем образовании отмечается, что образование учащихся с отклонениями в развитии в средней школе осуществляется с организацией индивидуального подхода в обычном классе или в специальных классах или группах.

В Постановлении о среднем образовании учащихся с отклонениями в развитии и учащихся с выраженными нарушениями регулируются практические детали их обучения в средней школе. Это постановление предписывает следующее:

  • Среднее образование учащихся с особыми потребностями реализуется учреждениями среднего образования, такими как гуманитарные школы, технические школы, школы искусства, специальные средние учебные заведения, в соответствии с типом и степенью нарушений в развитии обучающихся.
  • Полная интеграция реализуется путем размещения учащихся с особыми потребностями в обычном классе, в котором они обучаются по обычному или адаптированному учебному плану с индивидуальным подходом и дополнительной помощью специальных педагогов (дефектологов), или предоставлением дополнительных школьных часов на изучение учебного материала. В одном классе можно интегрировать до трех учащихся с особыми образовательными потребностями, при этом класс не должен превышать 30 учащихся.
  • Частичная интеграция реализуется в массовой средней школе в специальном классе или группе от 6 до 15 учащихся на основе адаптированного или специального учебного плана с предоставлением дополнительной помощи учителей специального образования или дополнительных школьных часов.
  • Школы, которые могут проводить интеграцию, выбираются из сети среднего образования. Сеть организуется Региональным Департаментом образования и спорта и утверждается Министерством образования и спорта.
  • Для учащихся с двигательно-моторными проблемами и хроническими заболеваниями, которые не могут посещать школу, школа предоставляет помощь учителей и специалистов, обеспечивающих обучение детей на дому или в медицинском учреждении.

Если происходит изменение психофизиологического состояния учащихся в средней школе, которое не позволяет ученику обучаться по предлагаемым программам, процесс определения его физического здоровья и поиск соответствующего образования проводится в соответствии с законодательством о социальном обеспечении.

Формы полной и частичной интеграции предоставляют каждому ребенку обучение в местном сообществе и возможность не забирать ребенка из семьи во время обучения.

Ежегодно в Министерство образования и спорта подаются сведения о детях с особыми потребностями, которые поступают и учатся в обычных школах. На основании Закона осуществляется доплата учителям данных школ. Как правило, у каждой массовой школы есть приоритеты для включения в общеобразовательный процесс детей с разными нуждами. Какой-то школой созданы условия для детей с НОДА, в другой школе – для детей с нарушением зрения и т.д. Ежегодно публикуется список массовых начальных школ, в которых созданы условия для обучения детей с умственной отсталостью (специальные классы в 11 школах, во всех остальных школах умственно отсталый ребенок может учиться в общем классе), с нарушением поведения (8 школ), с сенсомоторными нарушениями (5 школ), с трудностями в обучении (7 школ). В каждой такой школе есть координатор, которым является дефектолог или социальный педагог. Пока в республике недостаточно средств для создания в каждой школе условий, для обучения детей с различными проблемами в развитии.

Умственно отсталые дети учатся по специальным программам по трем предметам: хорватский язык, математика, науки (естествознание и др.). Остальные предметы изучаются вместе с обычными детьми. В школе, как правило, две специальные группы для умственно отсталых детей и 2 специальных учителя.

Дети с нарушением двигательной сферы, зрения, слуха учатся по адаптированным программам, получают педагогическую поддержку в виде коррекционно-развивающих занятий и занятий по преодолению проблем в учебе, а также помощь в организации и проведении досуга.

В маленьких городах все дети с проблемами в развитии учатся в одной школе. Эту школу поддерживают специалисты из Центров, таких, как Винко Бек, Голяк, СУВАГ. Они консультируют учителей, проводят специальные занятия с детьми.

Учащиеся с более серьезными нарушениями в развитии получают образование в специализированных учреждениях. Перечень этих организаций, программы, условия, средства и правила зачисления в специализированные учреждения разрабатываются Министерством образования. Такие специализированные учреждения в настоящее время называются Центрами. Они создавались на основе специальных школ, которых в Хорватии было немного. Центры обслуживают лиц любого возраста с определенным видом нарушенных функций и реализуют разнообразные направления в своей работе.

Так, Центр "Винко Бек" обслуживает лиц с нарушением зрения. Центр предоставляет диагностические услуги офтальмолога, психолога, логопеда, тифлопедагога с выдачей заключения о функциональном состоянии ребенка и рекомендациями к виду учебного заведения, в котором ребенку лучше учиться. Используются новые методики обследования остатков зрения, тифлопедагог дает рекомендации, как правильно развивать остатки зрения у ребенка, подбирает необходимые технические средства компенсации недостатков зрения. Родители имеют право выбора учебного заведения для своего ребенка. В центре есть детский сад для детей с нарушением зрения, начальная школа, музыкальная школа, средняя школа, профессиональная школа. Обучение школьников осуществляется как по общеобразовательным программам, так и по адаптивным и специальным программам. В центе обучается 100 детей. Имеется агенство по спорту, а также реабилитационный цент для взрослых людей, потерявших зрение в результате болезней, несчастных случаев и др. причин, с круглосуточным пребыванием.

В центре есть отдел, печатающий учебники и учебную литературу для школьников с нарушением зрения. Отдел имеет все необходимое оборудование для печатания учебников укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля с рельефными рисунками. Ежегодно отдел получает сведения о необходимом количестве учебников в данном учебном году для слабовидящих и незрячих школьников республики, издание которых финансируется государством.

Еще один отдел – это отдел интеграции, который работает в центре уже 15 лет. В отделе есть психолог, социальный работник и тифлопедагоги. Один учитель-тифлопедагог обслуживает 8 учеников с нарушением зрения, которые учатся в условиях массовой общеобразовательной школы в разных школах республики. Все интегрированные в республике школьники (150 человек) стоят на учете в этом центре. Педагог, курирующий ребенка, имеет документацию с диагностическими материалами и все сведения о ребенке и его семье, план работы с учеником, школой, педагогами, родителями. 1 раз в неделю тифлопедагог выезжает в школу, помогает школьнику решить его учебные проблемы, проводит с ним коррекционно-развивающую работу и консультативную работу с педагогами школы и родителями. В конце учебного года все дети собираются в Центре Винко Бек для совместных мероприятий, общения и диагностических процедур. Отдел интеграции тесно сотрудничает с Агентством повышения квалификации специальных педагогов республики и участвует в организации и проведении курсов повышения квалификации для учителей массовых школ, в которых учатся дети с нарушением зрения.

Цент СУВАГ, созданный в 1961 году, оказывает помощь лицам с нарушением слуха и речи. Центр финансируется как министерством здравоохранения, так и министерством образования, поскольку оказывает как медицинские, так и педагогические услуги.

Центр имеет отдел диагностики состояния слуха и речи, оснащенный самым современным диагностическим оборудованием; детский сад (200 детей), школу (250 детей). Обучение в школе ведется по общеобразовательным программам и учебникам и, если необходимо, по адаптированным программам. Детей целенаправленно готовят к интеграции в общебразовательные школы. 88% учащихся школы СУВАГ переходят в массовые школы. За 45 лет работы центром было интегрировано 1000 детей.

В отделе реабилитации специальную помощь получают дети, интегрированные в массовые школы и детские сады, их родители, учителя массовых школ.

В течение 10 лет центр работает с детьми до и после проведения им кохлеарной имплантации. Кохлеарную имплантацию осуществляют детям в раннем возрасте, поскольку проблемы со слухом определяются уже в родильном доме и с ребенком сразу же начинаются абилитационные мероприятия.

В центре СУВАГ есть научно-исследовательский отдел, который проводит обучение специалистов верботональному методу развития остаточного слуха у детей с нарушением слуховой функции. По всему миру в настоящее время работает 600 центров, использующих разработанный в центре СУВАГ верботональный метод обучения детей.

Центр «Голяк» оказывает образовательные, консультационно-реабилитационные услуги детям с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В каждом городе есть центры, в которых получают помощь дети с умственной отсталостью, как правило, это дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью или с умственной отсталостью, сочетающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и др. В этих центрах дети обучаются по специальным программам. Их научают навыкам самообслуживания и коммуникации, элементарным трудовым операциям. Иногда они выполняют посильный общественно полезный труд. Школа в таком центре работает в две смены. Во вторую смену привозят детей и подростков с более выраженными нарушениями интеллекта или с сочетанной патологией.

Роль центров в развитии и осуществлении интегративных процессов велика, поскольку эти центры сопровождают интегрированных детей. Но самое главное, они готовят детей к интеграции. В случае, если ребенку плохо в общей школе, то у него есть возможность вернуться в Центр и продолжить свое образование в специальных условиях.

Оценка качества образования

В 2006 году в Республике Хорватия начал свою работу Национальный Центр Оценки Образования. В нем 9 отделов, в которых работают 27 сотрудников. Задачами Центра являются:

  • разработка стратегии и методологии государственных экзаменов;
  • создание банка контрольных заданий и тестов по каждому предмету;
  • издание материалов и учебников по подготовке к экзаменам;
  • сотрудничество с международными центрами оценки;
  • статистическая обработка и анализ результатов экзаменов;
  • разработка рекомендаций в помощь школам по результатам экзаменов.

В каждой школе имеется координатор по проведению экзаменов, который проходит обучение в Центре.

Одним из сотрудников Центра Оценки является специальный педагог, под руководством которого была создана рабочая группа по разработке Рекомендаций «О порядке идентификации и приема учеников со специальными образовательными потребностями в общеобразовательных школах, для сдачи национальных экзаменов и адаптации экзаменационной технологии (экзаменационный материал и экзаменационный процесс)».

Национальные экзамены в общеобразовательных школах Хорватии в 4-ом и 8-ом классах, которые сдают ученики со специальными потребностями, имеют организационные особенности. Особенно тщательно определяется вид адаптации экзаменов для учеников 4-ого класса, у которых еще интенсивно протекает процесс реабилитации. Они, чаще всего, еще не освоили компенсаторные техники, помогающие им преодолеть последствия их основных трудностей в развитии. Широкий спектр видов и программ образования учеников со специальными потребностями требует и разнообразие в их оценивании, т.е. различные виды и категории национальных экзаменов, которые в Хорватии вводятся постепенно.

Ученикам со специальными образовательными потребностями в общеобразовательной школе часто трудно показать свои достижения общепринятым образом, что приводит их в неравное положение по отношению к остальным ученикам.

Вид адаптации экзаменов зависит от:

  • типа экзамена;
  • типа и степени нарушения в развитии/ментальном здоровье ученика.

Основные адаптации для сдачи национальных экзаменов, касающихся учеников со специальными потребностями включают:

  • адаптированный экзаменационный материал (шрифт для слепых, увеличенный шрифт, языковая и графическая адаптация);
  • специальные учебные пособия;
  • адаптированное оборудование;
  • использование специального оборудования;
  • освобождение от экзамена или части экзамена, который ученик вследствие типа и степени нарушения в развитии не может сдать;
  • адаптация помещения;
  • выполнение экзаменов в специальном помещении;
  • личный ассистент;
  • воспитатель;
  • продолженное время сдачи экзамена (в течение экзамена возможно сократить предложенное время, если в нем нет необходимости);
  • проведение экзаменов вне школы (на дому ученика, в каком-то другом учреждении и т.д.).

В то же время, специальные адаптации не должны ставить ученика в привилегированное положение по отношению к остальным ученикам.

Право на специальную адаптацию для сдачи национальных экзаменов имеют ученик со специальными образовательными потребностями, которые полностью интегрированы в регулярные школы и имеют Решение о соответствующем виде образования, а также ученики специальных школ, которые учатся по регулярному учебному плану и программе. То же право получают и ученики, у которых нет Решения о соответствующем виде образования, но у которых в течение образования была замечена определенная трудность в развитии, и были использованы специальные методы и средства в воспитательно-образовательной работе, в соответствии с анализом и мнением соответствующих специалистов-дефектологов.

В Законе о среднем образовании Республики Хорватия описаны правила приема детей с ограниченными возможностями в среднюю школу. Каждый год министерство уточняет эти правила. Ученики поступают в среднюю школу на основании оценок по пяти предметам. Министерством ежегодно называется проходной балл для поступления в среднюю школу (для поступления в профессиональную школу проходного балла не существует). Школьники с ограниченными возможностями в развитии имеют право на поступление в среднюю школу, если набирают количество баллов менее проходного. Ребенок с очень серьезными проблемами в развитии имеет право на прямое зачисление в среднюю школу при условии получения согласия профориентационной комиссии на выбор профессии.

Высшее образование

Выпускники школ с ограниченными возможностями имеют преимущество для поступления в вуз. Они могут быть приняты на факультет в случае, если набирают меньше проходного балла. Государство оплачивает обучение такого студента. Есть факультеты, на которые инвалиды не принимаются. В настоящее время 200 студентов с ограниченными возможностями учатся на 33 факультетах в вузах Загреба.

Из беседы со студентами, имеющими инвалидность по зрению и двигательной сфере, мы выяснили проблемы вузовского обучения студентов с ограничениями в здоровье.

1. Это, прежде всего, физический доступ в организации образования, который развивается медленно.

2. Отсутствие специального оборудования, в частности, для слепых. В результате слепой тратит в 4 раза больше времени, чем зрячий студент на работу с литературой и подготовку к занятиям.

3. Отсутствие литературы, которую могут читать люди с нарушениями зрения.

4. Поиск работы после окончания вуза.

Таким образом, резюмируя выше изложенное можно заключить: интеграционные процессы развивающиеся РХ последние 20 лет имеют серьезную нормативную базу и направлены на предоставление семьям и детям возможность выбора наиболее подходящей формы получения образования:

  • в специальных центрах;
  • в специальных классах/группах при общих школах и садах;
  • в общих классах /группах. При этом дети могут получить образование в соответствии с общими программами обучения и воспитания детей, либо по комбинированным (специальным и обычным) программам (в случае частичной интеграции), либо по адаптированным программам, или, наконец, по индивидуальным специальным программам и планам. При всех формах получения образования дети получают специальную психолого-педагогическую коррекционную поддержку.
  • Вместе с тем, не все проблемы включения лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс решены. В республике проводятся различные научные исследования наиболее актуальных вопросов включения, продолжается работа по созданию специальных условий в организациях образования общего типа, совершенствуется система подготовки кадров для работы с детьми, отрабатываются механизмы финансирования. Огромную работу в сопровождении интегрированных детей, в подготовке кадров, в создании учебно-методического обеспечения выполняют бывшие специальные организации образования, которые имеют теперь статус ресурсных центров. Этот интересный опыт может быть использован и в нашей республике, где особенно остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения детей, стихийно включенных в общеобразовательный процесс.

Список использованной литературы: Kis-Glavs L., Ljubic M. Educational integration /inclusion in Croatia. - 2002

Партнеры